Консультация составлена учителем-логопедом МАДОУ Ольгой Васильевной Бережной
Человек правильно произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, цель которой – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В Вашем случае имеет место неправильное произношение сонорного звука Л. Этот дефект произношения вызван тем, что положение органов артикуляционного аппарата не соответствуют правильной артикуляции этих звуков.
Целенаправленные упражнения способствуют подготовке артикуляционного аппарата ребёнка к правильному произношению нужных звуков. Вашему ребёнку необходим комплекс упражнений для постановки звука Л. Эти упражнения подобраны, исходя из правильной артикуляции данного звука. Комплекс представленной ниже артикуляционной гимнастики готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука Л. Эти упражнения Вы можете выполнять с Вашим сыном дома, тем самым подготавливая его к работе со специалистом. Для того, чтобы Ваши занятия были эффективны и интересны для ребёнка, необходимо соблюдать следующие условия:
* проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными;
* при отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным, проводить их надо эмоционально, в игровой форме;
* для того, чтобы ребёнок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения им упражнений, артикуляционную гимнастику нужно проводить перед зеркалом;
* взрослый должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели;
* нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение; надо показать ребёнку его достижения («Видишь, твой язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»);
* во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.