Этот вопрос часто задают нам родители и педагоги из других детских садов. Чтобы прояснить некоторые моменты мы обратились за помощью к старшему воспитателю Ивановой Ульяне Михайловне и музыкальному руководителю Бердановой Наталье Алексеевне. Они дали нам следующую консультацию.
Девиз: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Задачи | Формы организации |
1.Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.2.Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
3.Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия. 4.Решение задач социального «закаливания». 5.Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства; развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя. |
Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.
Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности. Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки, тренинги, самопрезентация |
Ключевые идеи
1.Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
2.сПАРТАнское воспитание (двигание парт) – перемещение по группе в зону наибольшей комфортности.
3.ИДИ от детей.
4.Вместе мы – сила.
5.Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.
Основные правила.
1 правило — работа малыми группами или, как их еще называют, «группами ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
— по цвету волос, глаз, одежды;
— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
— кто на каком этаже живет;
— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
2 правило — «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило — обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило — смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило — в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым | ||||
Игры для рабочего настроя | Игры-разминки (разрядки) | Игры социоигрового приобщения к делу | Игры творческого самоутверждения | Игры вольные (на воле) |
главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. | принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться | могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий | при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия | игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате |