«Модель формирования познавательных действий детей дошкольного возраста через игры-эксперименты»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Известно, что поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
- значением экспериментирования в становлении и развитии познавательных действий и личности ребенка – дошкольника (интеллектуальном, нравственном, познавательном, творческом, речевом);
- малоразработанностью обозначенной темы проекта в нашем дошкольном учреждении;
- высоким родительским спросом.
Инновационность проекта заключается в его массовости (в его реализации участвуют все педагоги, воспитанники и родители детей, начиная с 1 младшей группы), доступности для детей дошкольного возраста.
Цель проекта формирование у дошкольников интереса к познавательно — исследовательской деятельности через экспериментальную деятельность.
Задачи инновационного проекта:
- создать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО с учетом познавательного интереса детей;
- построить модель познавательно-исследовательской деятельности в мини — лабораториях групп детского сада;
- содействовать развитию познавательных действий детей, умственных способностей путем реализации проектной деятельности различной длительности.
Целевые группы: дети, родители воспитанников, педагоги ДОУ
Направленность развития деятельности: познатавельно –исследовательская
Тип проекта: творческий, групповой
Продолжительность: 4 года
Ожидаемые результаты:
- создается развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя:
— создание мини-лабораторий;
— оснащение лабораторий необходимым материалом;
— приобретение одежды для сюжетно-ролевых игр-экспериментирований;
— создание карточек – схем проведения экспериментов (на обратной стороне записывается ход эксперимента);
— создание детьми правил работы с материалом в Центре естествознания;
— печатно-плакатная продукция, иллюстрации и т.д.
- Методические разработки педагогов.
- Дети могут организовать и проводить игры-эксперименты самостоятельно, под присмотром воспитателя. Самостоятельно заполнять карты – схемы. Знать и соблюдать правила безопасности.
- У дошкольников сформированы компоненты познавательных действий: могут создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы для человека и самого себя.